Психология политических симулякров Зеленского и Навального

Блогер Навальный, по-видимому, в глубине души, завидует президенту Украины Зеленскому, который когда-то мастерски и легко за короткое время с помощью симулякров, сформированных художественным фильмом «Слуга народа» пришел к власти.

Мир телевизионного симулякра живее и актуальнее, чем настоящий мир. Зеленский на этом успешно спаразитировал. У Навального другой путь.

О том, как Зеленский обеспечил себе легитимность своей власти говорить не буду, так как в основании его успеха лежал все-таки художественный фильм «Слуга народа». Это факт!

Известно, что мир симулякра живее и актуальнее, чем настоящий мир. Зеленский на этом спаразитировал.

Вспомним себя в детстве. Для нас в детстве был важнее и реальнее реальности Винни-Пух, а не какой-то настоящий медвежонок в зоопарке. Представляю себе, чтобы было с детьми, если бы этот Винни-Пух реально пришел бы к детям, прямо с экрана… маленький такой, косолапый и по-настоящему пахнущий, съеденным медом из горшка… С каких-то пор, в мире это стало возможным.

К украинцам снизошел с телеэкрана главный персонаж сериала и симулякр «Слуга народа», который из просто учителя превратился в Президента Украины. Вот так прям вылез из экрана в кинозал к народу и народ пошел за ним…

У Навального путь другой — это путь документального кино. Где практически нет симулякров, но если они и есть, то их значительно меньше, чем в художественных фильмах. Герои фильмов Навального не вымышленные. Да и сам Навальный не вымышленный герой, в отличии от главного персонажа «Слуга народа» из которого вылез везунчик Зеленский.

Прошло время и Зеленский освоился. Теперь этот симулякр «Cлуга народа» Зеленского вылез из телевизора… из фильма, благодаря желаниям украинцев и результатам их голосования.

Теперь украинцы идут за симулякром «слуга народа» Зеленского, разглядывают его, изучают… Прошло время и уже нет былой радости от восприятия реального Зеленского, но есть пропасть между симулякром «слуга народа» и реальным Зеленским. О том, какие Зеленский выстраивает новые симулякры и туфту о себе с помощью телевидения обсуждать не будем. Это иная проблема его президентства.

Украинцы видят, что он не настолько радует. И народ Украины начинает забывать о симулякре «слуга народа». Ведь в фильме он радовал, а в реальности теперь не радует. Да и фильм «Слуга народа» уже как-то не так радостно смотрится украинцами уже давно.

Навальный ничего общего с симулякром «слуга народа» не имеет, в отличии от Зеленского. У Навального, казалось бы, фильмы документальные и персонажи не вымышленные. Но насколько феномен симулякров отсутствует полностью в фильмах Навального? Ведь даже любой документальный фильм имеет долю постановочности, театральной драматичности, отношения автора фильма к происходящим событиям. И все-таки, в документальных фильмах Навального, в которых, он, порой, «шпарит» по телесуфлеру, есть сущность и привязка к реальности, в отличии от симулякра «слуги народа», на которую как на приманку соблазнились украинцы.

Интересно, российский народ смог бы соблазниться на такую приманку, если бы Навальный был бы актером и сыграл бы аналогичную роль «слуги народа» в художественном фильме на российских просторах?

Видимо, на такую приманку российский народ не клюнул бы, в силу иной ментальности и отсутствия демократии, которая в России хронически невозможна. Видимо, поэтому Навальный избрал путь документального кино. При этом нельзя говорить, что благодаря документальным фильмам Навального не формируется имидж и симулякр Навального, который имеет или будет иметь разницу между реальным Навальным и виртуальным. Такова эпоха постмодернизма и симулякров, которые часто отрываются от реальности и живут своей жизнью и даже не желают прислушиваться к реальности. Но это проблема будущего России.

Постмодернизм с его симулякрами не отменишь, но Навальный сейчас сидит в реальной тюрьме и это никакой не фильм. Почему так все произошло?

Сейчас на этот счет есть многие мнения. Одни говорят о его ошибке, благодаря которой он сам нелепо выехал из Германии в тюрьму. Другие, наоборот, считают, что все происходящее имеет место в рамках проекта и Навальный себя еще проявит, причем в ближайшее время, не после выхода из тюрьмы.

В любом случае, Навальный оказался опять-таки, жертвой симулякров, нарисованных СМИ и интернетом, которые стали главным условием его неадекватного восприятия того, что происходит в мире, благодаря его участию и вкладу. Ведь, порой, очень трудно делать объективные выводы только на основании суеты и рейтинга просмотров в интернете. Это может вскружить голову! (Версию о том, что у Навального из-за отравления изменился мозг и объективность понимания происходящего мы отбрасываем).

Мир это не интернет! Реальность — это не интернет! Реальность будет бить неожиданно с затылка тех, кто увлечен просмотром интернета! Реальность и интернет не тождественны!

Неадекватные представления своей роли и влияния в российских политических процессах, вызванные влиянием интернета — вот истоки ошибки Навального.

С другой стороны, в эпоху постмодернизма навешивать исторические аналогии на то, что будет происходить в будущем наивно… Миром правит ситуационность и поэтому распространять аналогии а-ля Ленин, а-ля Солженицын, а-ля Ельцин на Алексея Навального наивно и нелепо. Надеяться на архетипический феномен «узника совести» тоже нелепо! Дескать, посидит в тюрьме и обрастет политической славой и мировой известностью.

Версия о том, что Навальный подчинился инвесторам и пошел по их сценарию в тюрьму и мы позднее узнаем об этом политическом проекте, который ведется из-за бугра, имеет вероятность. Будем наблюдать за сценариями США и Европы. Но так хочется верить, что Навальный — автор самого себя, а не продукт чьих-то проектов!

В любом случае, был расчет на некую реакцию российского общества, которая почему-то не произошла. Не та ситуация! Не все сошлось!

Мир поменялся и традиционные сценарии, которые были в истории, теперь не срабатывают. Мир играет в кость! И каждый делает свои ставки. Последняя ставка Навального с тюрьмой оказалась неудачной.

Но игра продолжается. И ставки будут делаться. Эпоха постмодернизма со своими играми и симулякрами продолжается…

© Р.Р. Гарифуллин, 2021 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Источник: psyfactor.org